1 апреля 2016 года в должность генерального директора Финско-Российской торговой палаты (ФРТП) вступает Яана Реколайнен, которая с 2013 года работала заместителем генерального директора ФРТП. На посту она сменит выходящую на заслуженный отдых Мирью Тири, которая отработала генеральным директором 18 лет. Накануне смены руководства Торговой палаты наш корреспондент беседует с новым генеральным директором ФРТП Яаной Реколайнен.
Наша справка:
Яана Реколайнен работает в финско-российском бизнесе уже 30 лет. С 1986 года на протяжении 18 лет она трудилась в сфере строительства в компании SRV, где была, в том числе, и руководителем московского офиса. Затем два года в текстильной промышленности в компании, производящей технические ткани Finlayson Forssa Oy. Отвечала за рынок России и стран Балтии. С 2009 года перешла на работу в Финско-Российскую торговую палату на должность директора по международным проектам, с 2013 года стала заместителем генерального директора ФРТП. С 1 апреля 2016 года назначена на должность генерального директора Финско-Российской торговой палаты.
- Яана, Вы займете высокую должность, которая, несомненно, влияет на финляндско-российскую торговлю, в очень непростые времена. В Финляндии у власти сегодня политики-русофобы, финские СМИ ежедневно ведут антироссийскую пропаганду среди обывателей. Как работать в таких условиях?
- Во-первых, Финско-Российская торговая палата политикой не занимается. Наша задача – это развитие бизнеса между двумя странами, продвижение взаимовыгодного сотрудничества во всех отраслях и на всех направлениях. Мы стремимся к тому, чтобы сегодня падение торгового оборота не было столь явным. Хотя следует признать, что в прошлом году экспорт из Финляндии в Россию сократился на 34 %. Это очень тревожный показатель, и Россия с первого места по экспорту финских товаров – так продолжалось много лет, и мы к этом привыкли, что Россия – главный торговый партнер Финляндии! –скатилась на пятую строчку… Но даже в этих условиях финские фирмы продолжают работать в России, и мы наблюдаем лишь отдельные случаи, когда предприятия покидают российский рынок. Заинтересовать новых инвесторов сегодня крайне сложно. Поэтому наша задача активно способствовать продвижению бизнеса тех предприятий и фирм, которые уже давно и прочно обосновались в России. Чтобы их доля на рынке России не уменьшалась. Мы знаем, что на ситуацию в России сильно влияет цена на нефть и падение курса рубля. Тем не менее, даже в этих условиях, когда нефтяной рынок обрушился, финские предприятия ищут и находят пути выхода из сложных экономических условий. Мы не прекратили работу, а стремимся помочь компаниям и в этих непростых условиях.
В этом году, как и в прежние годы, в октябре планируем провести крупную конференцию «Финский бизнес в Москве». Традиционно в ней участвуют минимум 400 финских и российских бизнесменов.
В 2016 году статус Финско-Российской торговой палаты укрепился за счет того, что оплачиваемые государством услуги по продвижению финского экспорта и бизнеса в Россию передали нам. Мы теперь можем оказывать бесплатные услуги по консультациям финским фирмам. Это важно в условиях меняющегося законодательства России и изменения бизнес-климата в стране.
- Сколько фирм являются членами Финско-Российской торговой палаты?
- Сегодня членами ФРТП являются 750 фирм и предприятий, из них 150 – российские компании. 75 % из них это малые и средние предприятия.
- Экономические санкции стран ЕС и Финляндии в том числе в отношении России и обратные санкции со стороны России – это «война санкций», которая никому не выгодна. Как это влияет на финляндско-российские торговые отношения?
- Конечно, санкции существуют, но такого уж большого влияния они не оказывают на весь спектр торгово-экономических отношений. Спад российской экономики начался еще до введения санкций в 2013 году. Цена на нефть и курс рубля оказывают гораздо большее влияние на развитие бизнеса. Из всего набора экономических санкций наиболее существенные и болезненные – это финансовые. Когда российские клиенты не получают финансирование, или кредиты для развития бизнеса становятся очень дорогими. Из-за ответных санкций со стороны России наиболее пострадал лишь один сектор экономики – это продовольственный рынок. Так, спад экспорта продовольственных товаров из Финляндии в Россию в прошлом году достиг 67%. В денежном выражении это порядка 300 млн евро. Но это не такие уж большие цифры и сильно на экономику не влияют. От этого в первую очередь страдают отдельные компании.
- Например, молочный концерн VALIO, к сырам, маслу и йогуртам которого потребители России привыкли за последние тридцать лет. Теперь пора отвыкать…
Каким коллективом Вам предстоит теперь руководить? Сколько человек работает в ФРТП? Грядут ли сокращения?
- Всего в Финско-Российской торговой палате трудится 26 человек. 11 человек в главном офисе в Хельсинки, остальные в офисах в Москве, Санкт-Петербурге и в Екатеринбурге. В связи с тем, что на Финско-Российскую торговую палату с этого года возложены новые важные функции по продвижению финского экспорта в Россию, конечно, необходима некоторая адаптация персонала к новым задачам и обязанностям. В дальнейшем всё более важную роль у нас будут играть членские услуги, а доля чисто коммерческих услуг значительно сократится.
- По-прежнему в офисе в Хельсинки будут проходить семинары и консультации для финских бизнесменов, работающих в России?
- Да, эти семинары пользуются большой популярностью. Потому что они касаются актуальных и зачастую узких специальных тем. Торговая палата является в этом плане уникальной организацией, которая организует востребованные семинары и мероприятия по актуальным и конкретным вопросам российского бизнеса. Например, изменение законодательства, как эти изменения влияют на практические процессы и как адаптироваться к ним. Ну и многое другое. Сами бизнесмены нам задают вопросы, которые их интересуют, мы подыскиваем специалистов, готовим ответы и проводим на эту тему семинары.
- Яана, что Вы лично приобретете и что потеряете, вступив в должность генерального директора Финско-Российской торговой палаты? У Вас появится личный водитель со служебным автомобилем или еще какие-то привилегии? Или на велосипеде будете ездить на работу?
- На новой должности станет больше административной работы и ответственности за весь коллектив. Потому что теперь я буду отвечать за всю работу Торговой платы. Ответственность очень большая, т.к. с этого года государственное финансирование услуг, и государство вправе требовать от нас результата.
Вообще, я столько лет посвятила финско-российскому бизнесу, и вот моя мечта воплотилась в жизнь: можно видеть всю картину развития торговых отношений двух стран и оказывать влияние на них. Оказывать содействие продвижению бизнеса. В этом плане я хочу продолжить дело нынешнего генерального директора Мирьи Тири, которая активно работает вместе с коллегами как сплоченный коллектив, и постараюсь сохранить эту тесную связь между членами одной команды. Не просто руководить, но консультировать, выступать на семинарах, поддерживать контакты с фирмами и предпринимателями.
Что я приобрела? В первую очередь крайне интересную работу и больше ответственности. Личного водителя и служебного автомобиля у генерального директора Финско-Российской торговой палаты нет. На работу я по-прежнему буду ездить на общественном транспорте, потому что живу далеко от работы и на велосипеде не доехать.