После изучения основного закона – действующей Конституции Финляндии, захотелось проанализировать почему наши страны такие разные, и уровень жизни в «маленькой» Финляндии значительно выше, чем в России. А более того, поискать ответ на вопрос – почему мы в России постоянно «наступаем на те же грабли», а критику в свой адрес воспринимаем болезненно.
Мы ненавидим критику в свой адрес, и считаем ее враждебным проявлением, вместо того, чтобы исправлять огрехи управления. Это показатель слабости. Примеров тому много.
Принципы народного суверенитета и представительной демократии, выделение свобод человека и защиты его прав, возможностей участия и влияния закреплены в первых трех параграфах Конституции Финляндии. В начале третьего тысячелетия среди европейских государств Финляндия считается крепким консенсуальным политическим обществом. Влияние на формирование и совершенствование государственной организации и сегодня состоит из идеи самоуправления по скандинавской традиции и идеала правового государства. Несомненно, корни политической организации финнов выходят из общин, образовавшихся еще в доисторические времена спонтанно на местном уровне, то есть самоуправляющихся волостей. Строгая легальность, уважение законной формы с тех времен отражается как на выборе образа действия представителей органов власти, так и на поведении граждан. В этом и заключаются общие элементы «похожести» организационных форм самоуправления у скандинавских стран, где четко сформулированный текст закона обычно понимается гражданами именно так, как он написан, в отличие от российской действительности.
Россия, с одной стороны, выводит человека в космос, а с другой стороны на протяжении ХХ века расстреливает мирные демонстрации как внутри страны, так и вовне, и тем самым дает всему миру подтверждение для беспокойства о том, что русские когда-нибудь придут и на соседние земли.
С учетом опыта того же прошлого века эту версию сейчас легко поддерживать в умах граждан стран Балтии, финнов и в общем смысле европейцев. Ведь старики еще помнят историю. Разумеется, в силу исторически сложившихся традиций, традиций имперских взглядов и рабской психологии в имперской России, имевшей корни в крепостном праве, ментальной и экономически обоснованной разобщенности населения, у граждан и чиновников наших стран огромные различия. Это актуально и сегодня.
В русских видят угрозу. Даже если эта угроза не подкреплена поступками конкретных людей, она осознается на ментальном уровне. Вот почему создавать любые мифы о русских несложно, даже если предполагать, что кому-то это может быть на руку. Ведь эти мифы имеют под собой историческое подтверждение.
И помня 1939 год, как тут не признать правоту финнов на самоопределение в этом исторически укрепившемся мнении. Не секрет, что и сегодня лишь немногим русскоязычным организациям бывших соотечественников, или лучше сказать, немногим их членам, за прошедшие десятилетия удалось в полной мере адаптироваться и взаимодействовать в финском социуме.
До сих пор финны довольно осторожно относятся к выходцам из России, будь то даже ингерманландские финны, не признавая их в полной мере своими, и уж тем более к другим русским переселенцам в Финляндию.
Вот почему эти люди, мои соотечественники, все время пытаются создавать в стране «тысячи озер» все новые формы национальных диаспор, наделяя их внешними признаками ассоциаций по защите и взаимодействию соотечественников.
Возникает вопрос: защиты на территории Финляндии от кого? И если взаимодействия, то с кем? На социальном уровне общежития финны взаимодействуют с ними неохотно. Ведь как показала практика конца ХХ - начала ХХI века, такие организации как ФАРО, ОСОРС и другие, хоть и декларируют цели объединения соотечественников, в первую очередь ищут деньги на обеспечение собственных правлений, тем «заваривают» внутренние конфликты, противоречия и продолжают совершенствоваться исключительно на русских национальных традициях.
Разумеется, эти вопросы не единственные в повестке дня таких организаций. В то время как политическая культура финнов такова, что различные идеологии политических партий не сталкиваются между собой, соревнуясь только в личных взглядах и различиях тактических расчетов относительно того, какие группы будут у власти в последующих годах. Среди русских сообществ, напротив, до сих пор остается актуальным вопрос – с каким идейным багажом будет идти развитие, и не утащит ли «коллега» из общей копилки больше меня самого денег в свой карман.
До сих пор этот гадкий принцип идентификации «свой- чужой», принадлежность к аппарату управления, или по-старому – приближенность к первому влиятельному лицу, действует у русских всенепременно везде, где бы они ни находились.
Они носят свой багаж с собой везде. И до сих пор этот недемократичный принцип не любим гражданами, воспитанными на иных, в том числе скандинавских, традициях.
Почувствуйте разницу.
Впрочем, в этом ключе есть и новости. На мой взгляд, усилия российского посольства в Хельсинки в помощи объединения и, главное, контроля за инициативами соотечественников на территории Финляндии, заметно развились, активизировались за последние два года. О чем это говорит? Подумайте. Не анализировать эту ситуации может только ленивый или безразличный человек.
Между тем, как один из примеров, по опыту развития демократической европейской Финляндии видно, что конституция страны потому уже признана нейтральной, крепко легитимной и пригодной для практического применения, что не только разработана, но и де факто принята практически единогласно всеми гражданами страны. Гражданская война в начале ХХ века захватила и Россию, и Финляндию, нанеся существенной урон генофонду и внеся раскол в общество, но ее последствия в Финляндии удалось нивелировать для пользы общества. В России же воют внутри страны до сих пор. Только война эта не превосходит формы личных убеждений. По опыту же современного финского политического мейнстрима заметно, что мирные реформы конституции возможны только по течению политического развития. Все равны перед законом.
В России – наоборот, правило «чиновник работает для людей, а не наоборот» крепко забыто, хоть и декларировано, и на основе приведенного выше действующего принципа идентификации «свой-чужой» ведется постоянная борьба между чиновниками и гражданами во всех сферах социальных отношений.
Чиновники всегда стараются доказать свою правоту и шлют гражданам «отписки» в ответ на их законные требования.
Этот принцип неудивителен, поскольку согласно выводам психологов, наших соотечественников - бывшего одессита, эмигрировавшего в США Маслоу (Маслова) и Выготского (первая фамилия Выгодский), любой человек неохотно признает свою неправоту, в чем бы она не заключалась. Личности свойственно защищать свое, даже осознаваемое ошибочным, мнение в социуме.
Но этот же принцип провоцирует обратную реакцию – социальную напряженность и желание граждан изменить ситуацию в собственной стране, то есть нешуточные «военные действия» в правовом поле. Но власть, обладая надконституционным административным ресурсом, как правило выигрывает.
Вот почему в России и в частности у русских соотечественников в Финляндии до сих пор остается главным вопрос идентификации и отсюда - стремления раболепствовать.
Если ты приближен к начальству, имеешь административный ресурс, следовательно, по российским реалиям и некоторую автономию его использования, начало коррупции, а если отдален – не имеешь ничего. Это сильно портит людей. А главное их разделяет, так возникает социальная и политическая поляризация. Традиционно мы несем этот груз с далеких времен разделения церквей. Католические и от них реформаторские, лютеранские традиции значительно отличаются от православных. И груз этот влияет буквально на все, хоть и не всегда и не всеми осознаваем. Также возбуждает гомерический смех у размышляющих людей то, как российское государство борется с общественными язвами, к примеру, с той же коррупцией, предпочитая борьбу с ее проявлениями, а не с основанием. Они предпочитают высылать и изолировать несогласных с «политикой партии» граждан, а не исправлять собственные огрехи управления. Это здесь такие традиции.
Недавно одно российское издательство выпустило мою книгу «Ядерный щит России», где я изложил свой опыт службы в ракетных войсках стратегического назначения с приведением всех накопленных знаний по остро актуальной теме, по давности лет уже не ограниченной правилами секретности информации. Я знаю армию с точки зрения ее самого главного звена управления - среднего начсостава, ее сильные и слабые звенья. И тем не менее, главный редактор издательства, бывший полковник, так «наредактировал» эту книгу, что из нее исчезли все значимые аналитические сравнения и выводы, которые по авторской задумке побудили бы читателя к собственным размышлениям.
Это один пример поляризации и практического действия административного ресурса. А вот другой пример, по теме более близкий людям гражданским. Сегодня уже апрель 2016 года, а заместитель главы администрации Калининского района Санкт-Петербурга по социальным вопросам в диктофон говорит мне о том, что правительство города с начала года не разработало и не передало в профильные отделы районных администраций порядок предоставления нуждающимся семьям и гражданам материальной помощи. Они говорят:
“Рожайте, мы поможем.” Но сознательно лгут. На языке обывателя это означает, что социальный бюджет в России и, в частности, Санкт-Петербурга «трещит по швам», денег в бюджете нет, в том числе это следствие экономической блокады – санкций. Реальность такова, что с введением нового закона, экономя, государство ограничило права на доступ к некоторым формам социальной помощи семьям и гражданам - теперь ее могут получить только те, кто докажет справками финансовую несостоятельность.
Но не предоставило порядок оформления и получения социальной помощи в виде материальной поддержки даже тем, кто в ней нуждается, и имеет тому подтверждения.
С начала нового 2016 года, в этой части конституция России по сути не исполняется. Никому нет до этого дела, чиновники не уходят в отставку. И не уйдут, потому что их покрывает сверху еще более значительный начальник, которому такой подчиненный весьма удобен. И так до самого верха. По официальным сообщениям Генеральной прокуратуры за 2015 год в России прокуратурой выявлено более 3,2 миллиона нарушений прав граждан. Хорошо еще, что признают хоть это, впрочем, в реальности нарушений в разы больше. Так что мой пример лишь слабая толика из общей картины дурного положения дел в этой стране. Большим семьям со средними доходами в России скоро настанет полный «швах».
Знаю это не понаслышке. Притом очевидно, что если чиновник пишет гражданам отписки, считает себя совершенно правым, даже если нарушается закон, это в будущем приведет к рецидиву ситуации, подтвердит традицию взаимоотношений власти и граждан, как царя и холопов. Интересно, что согласно параграфу 6 финской конституции дети в Финляндии рассматриваются как равноправные личности и сообразно уровню их развития имеют возможности влиять на дела, затрагивающие их самих. По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для детей и взрослых граждан всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие - всегда добро. Буду счастлив, если читатель найдет в моих заметках хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться. Как сказал академик Д.С. Лихачев, согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. И поэтому все, о чем мы размышляем, что пытаемся изменить, улучшить не ради каприза, а ради детей - это нормальная мотивация.
Я хотел бы, что мои дети жили там, где соблюдаются законы, и демократические принципы сознательно установлены для волеизъявления граждан, их самоуправления, где не было бы принципа «свой-чужой», и дети не стали бы очередным полигоном для чиновничьих интересов и политических войн, придуманных российской «элитой». Достаточно уже того, что я за них отдал свой долг России, с риском для жизни защищая в свое время ее политические интересы в Чечне.
В формате небольшой заметки можно лишь намеком коснуться актуальных вопросов – «почему Россия не Финляндия», есть и более широкие исследования на эту тему, с которыми предлагаю ознакомиться читателям самостоятельно.