Финская экономическая система является частью глобальной экономики, поэтому на её развитие влияют внешние обстоятельства. В период регресса мировой экономики в Финляндии отмечаются трудные времена, в то время как международная положительная динамика отражается на национальном экономическом росте. По мере того как экономический рост Евросоюза активировался, а курс евро падал, надежды на поддержку национальной экономики Финляндии были возложены на долю экспорта, что, однако, осталось в значительной степени нереализованным. Экономика Финляндии в прошлом году выросла всего на 0,5 %. О прогнозах по состоянию национальной экономики в ближайшее время рассказал главный стратег финского банка S-Pankki и FIM Веса Энгдал в апрельском рапорте «Конъюнктурный обзор Финляндии» (S-Pankki, Suomen suhdannekatsaus; 7.4.2016).
Экономика США сейчас растёт в приемлемом темпе, хотя импульс её роста имеет тенденцию к ослабеванию. Замедление темпов экономического роста Китая, по мнению экспертов S-Pankki, будет иметь негативные последствия на всю глобальную экономику. В Евросоюзе как структурные недочеты экономической модели, так и неразрешенная проблема беженцев создают новые экономические и политические проблемы. Оставшиеся в наследство от государственных займов и финансового кризиса в Финляндии высокая безработица и долги стали значительными препятствиями на пути к экономическому росту. Умеренное повышение экономического уровня зоны евро в сочетании с негативной инфляцией помогут Европейскому центральному банку сохранить ключевую процентную ставку на очень низком уровне в течение длительного времени.
Стимулирующая фискальная финансовая политика Евросоюза приводит к снижению процентных ставок для увеличения инвестиций в частное предпринимательство. Этот рискованный эксперимент, с точки зрения Весы Энгдал, не гарантирующий улучшения экономической ситуации, не только не привел к восстановлению европейской экономики, но и направил денежные потоки на такие объекты инвестиций как ценные бумаги, недвижимость и корпоративные облигации. Говорить о возвращении к нормальной финансовой политике Европейского центрального банка можно только после восстановления Еврозоны и отступления риска дефляции, что означает - не раньше 2018 года. Пока результаты фискальной, денежно-кредитной и структурной политики Еврозоны далеки от оптимальных. Слишком много ожиданий было возложено на денежно-кредитную политику, в результате которой Европейский центральный банк был вынужден пойти на экспериментальные методы без каких-либо гарантий. Наряду с денежно-кредитной политикой экономическому росту Еврозоны способствуют структурные реформы.
В последние годы Финляндию относят к группе наиболее слабых стран Евросоюза по динамике экономического роста. После трёх последовательных неблагоприятных лет состояние национальной экономики до конца 2016 года скорее всего останется неизменным, несмотря на легкий подъем на полпроцента в прошлом году. Стоит учесть, что этот скромный результат был получен в условиях усилившихся темпов роста европейской экономики, и слабый евро держал на себе конкурентоспособные цены экспортной промышленности Финляндии. Экономический рост, вероятно, останется в текущем году менее 1%. S-Pankki ожидает, что общий объем производства страны вырастет не более, чем на 0,7 % за 2016 год.
В 2015 году рост частного потребления оказался сильнее, чем ожидалось экономическими аналитиками. Доходы домохозяйств повысились на 1%, в то время как дефляция благоприятно повлияла на покупательную способность. S-Pankki прогнозирует увеличение частных инвестиций за счет усиления строительства, несмотря на то, что в 2015 году частные и государственные инвестиции сократились. Государственное потребление, скорее всего, останется на уровне прошлого года. В совокупности внутренний спрос и рост валового внутреннего продукта страны немного повысятся, хотя независимо от показателей ВВП спрос будет достаточно скромным. Частное потребление в стране подросло вопреки ожиданиям, что повлияло на внутренний спрос и, соответственно, на рост валовой продукции, несмотря на сокращение объема инвестиций и государственного потребления. В этом году экономический рост в Финляндии, соответственно, держится на движении внутреннего спроса. По отношению к долгосрочному среднему показателю мировая экономика показала замедленный рост в прошлом году. По мнению главного стратега S-Pankki Весы Энгдал, рост мировой экономики отчетливо опирается в этом году на частное потребление и ни в коей мере на индустриальное производство и инвестиции, которые, кстати, являются существенными источниками экспортной промышленности.
Рост мировой экономики в текущем году благотворно повлияет на экспорт Финляндии, но который, скорее всего, останется на низком уровне для инвестиционных товаров. Тормозящим фактором продвижения на международном экспортном рынке Веса Энгдал называет масштабную реструктуризацию и сокращение мощностей в отраслях финской электроники, лесного хозяйства и машиностроения. Другим неблагоприятным фактором он видит слабую конкурентоспособность, которая соотносится с единичными затратами труда. На данный момент высокая стоимость экспортных финских товаров делает их неконкурентоспособными относительно стран-конкурентов. В результате Финляндия, скорее всего, потеряет долю сбыта на мировом рынке, что, в свою очередь, затормозит рост экспорта на международной арене. По этим причинам эксперты S-Pankki пришли к выводу, что спрос на экспорт не является спасителем национальной экономики в этом году.
Доля экспорта в ВВП Финляндии составляет около 40%. Это означает, что спрос на экспортную продукцию очень важен для финской экономики. Следует отметить, что финский экспорт в первую очередь состоит из инвестиционной продукции, спрос на которую очень чувствителен к экономическим колебаниям. Уже на протяжении последних лет эта зависимость чётко отразилась на росте экспорта и национальной экономики в целом. С 2012 года рост экономики Финляндии был выражен достаточно слабо по сравнению в другими странами Еврозоны, даже несмотря на проведенные изменения общего производства в соответствии с международными экономическими тенденциями. Эксперты S-Pankki не видят пока условий для значительного ускорения экономических показателей.
В Финляндии на развитие валовой продукции в течение многих лет были направлены непрерывные потоки инвестиций по разным направлениям, не покрывавшие, к сожалению, всех издержек капитала. Недостаточный размер инвестиций, оставшийся без изменений, означает сокращение в будущем производственных мощностей. Их падение в течение длительного времени размоет условия для экономического роста страны. Опасность заключается в том, что со слабостью экономики уровень жизни в стране начнет падать. В своем рапорте «Конъюнктурный обзор Финляндии» Веса Энгдал напоминает, что экономический рост обычно зависит от двух факторов: высокой производительности и трудозатрат. Известно, что большая часть населения Финляндии подходит к пенсионному возрасту, и граждан трудоспособного возраста в ближайшие годы будет в стране не хватать, что неизбежно приведет к сокращению рабочей силы и ослаблению потенциала для роста национальной экономики. Финансовый кризис негативно повлиял на развитие сектора информационных технологий, и без дополнительных инвестиций, по крайней мере, в ближайшие десять лет угроза сокращения коснётся сфер образования, инноваций, научных исследований и разработок.
Из-за слабого экономического роста и недостаточного обеспечения работой населения в Финляндии ценовое давление сейчас заморожено на низком уровне наравне с замедленной инфляцией. Эксперты S-Pankki ожидают увеличение потребительских цен на 0,5 % в следующем году. Несмотря на осторожную политику восстановления экономики, ситуация на рынке труда остается неблагоприятной. Согласно исследованию рабочей силы Статистического центра Финляндии, уровень безработицы сохранится на отметке в 9,4 %, как и в 2015 году.
Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность финского экспорта нужны крупные структурные экономические реформы. Финляндии, в частности, необходим более гибкий рынок труда. Расширение государственных расходов и неспособность продвижения перспективных проектов в государственном секторе не способствуют налаживанию финской конкурентоспособной и эффективной рыночной экономики. Кроме того, принятая правительством программа по сокращению бюджетных вливаний в сферу образования не радует экономических экспертов, потому что именно сейчас, по их мнению, стране нужны конкретные инвестиции в область образования, развития и научных исследований. Это создаст благоприятные условия для более эффективного роста производительности.
Финляндии срочно нужна почва для строительства новых производственных мощностей в области информационных технологий и лесного сектора. Также государственные финансы необходимо адаптировать к более низкой базе налоговых поступлений. Общая налоговая ставка в Финляндии почти 45 % от ВВП - одна из самых высоких в промышленно развитых странах Запада. Сокращение налогов поддержало бы покупательную способность домохозяйств, внутренний спрос и экономическую динамику вместе со структурными реформами. В настоящее время в Финляндии доля государственных расходов очень высокая для промышленно развитых стран, она составляет примерно 58 % от ВВП. Сокращение налогов на заработную плату защитит покупательную способность наемных работников. В дополнение к снижению расходов государственного бюджета особое внимание следует уделить распределению ресурсов. Для обеспечения международной конкурентоспособности экспортного сектора повышение заработной платы должно происходить в соответствии с изменениями производительности труда. S-pankki в своем рапорте указал, что укрепление государственного сектора, повышение производительности и увеличение пенсионного возраста повлияют на рост национальной экономики в будущем.