Никогда раньше я не видел очередей в Финляндии. И тем не менее, они иногда встречаются. В столице тысячи людей, случалось, выстраивались в очередь за бесплатными продуктами, которые, предварительно упакованные в мешки, выдают бесплатно в церковных приходах волонтеры. Речь идет о продуктах питания с истекающим сроком годности, которые церковь получает от магазинов. Видел, как реализована раздача гуманитарной помощи в двух местах в Иматре. Два раза в неделю, как правило в понедельник и в среду, мешки с продуктами всем без исключения нуждающимся раздают в церкви Пятидесятников на Kallenkatu, 3. Поразительно, но очередь нуждающихся состоит не только из финских граждан, но и из русских. Число последних с каждым годом растет. Начало раздачи помощи соответственно после церковной службы - в 14 и в 16 часов, но очередь выстраивается уже за два часа до выдачи.
Явление поистине удивительное. Продукты в мешках раздают всем. Еще пару лет назад очередь была одна. Сейчас у входа в церковь регулируют две очереди, выстраивающиеся с двух разных углов здания. Одна состоит из нуждающихся финнов, другая - из нуждающихся русских «гостей», большинство из которых специально за этим приезжают из Выборга, Светогорска и других приграничных поселений. Такое регулирование очереди имеет свои особенности: за продуктами пускают трех финнов и одного русского. Я изучил технику вопроса предметно и практически, используя дар перевоплощения. Когда подходит твоя очередь, волонтер выдает карточку, с которой спускаешься в цокольный этаж, и получаешь пакет с продуктами. Таким образом, один человек может получить только один пакет помощи. В разные дни содержание «пакетов помощи» отличается, поскольку их наполняемость зависит от того, что из продуктов дают магазины. Если некоторым «русским гостям» не нравится содержимое, то они вытряхивают его невдалеке в урны или прямо на землю. Видеть это крайне неприятно. Иные сваливают содержимое не понравившейся помощи подальше от церкви, чтобы не быть застигнутыми с поличным другими. Типичный возраст моих сограждан определятся как средний и чуть старше среднего, в очереди с «русской» стороны стоят лица всех полов и национальностей.
Церковные служители и волонтеры в Иматре рассказывают: «Даем всем бесплатно, никого не обижаем, никаких справок или документов, подтверждающих основание нуждаемости, не спрашиваем. Даем то, что получаем от магазинов. Наша цель – все, что получили от магазинов, отдать.» Иногда мешков на всех не хватает. Поэтому перед началом раздачи волонтер ходит и считает претендентов с обеих сторон очереди. Сейчас на каждую выдачу продуктовой помощи собирается примерно 200 человек. Русских приезжает все больше и больше, и они уже реально составляет конкуренцию местным финнам. Поэтому было принято решение сделать две очереди, и запускать за помощью неравномерно. Раньше – еще полтора года назад, очередь была одна для всех, и многодетным семьям, старикам, инвалидам, определяемым визуально, давали помощь вообще без очереди, пока не произошел курьезный случай. Вдруг из Светогорска пришли «с палочками» здоровые мужики и значительно увеличили очередь нуждающихся. Сюжет поистине достойный пера Ильфа и Петрова, напоминает застенчивых братьев «Альхена». Но я не Ильф и Петров. Поэтому мне видеть такую картину грустно. И все же постараюсь рассказать о ней позитивно. Русская очередь уже имеет своих постоянных участников, которые, получив продукты и загрузив их в автомобиль, переодеваются в другую куртку, солнцезащитные очки, и претендуют на помощь снова, благо фейс-контроль отсутствует. Они, эгоисты думают, что финны дураки. А финны все лишь благотворительны. Это одно из мест в Иматре, где можно традиционно наблюдать скопление припаркованных машин с русскими номерами. Притаившись в очереди, я услышал разговор - обсуждение моей «нуждающейся» соотечественницы, имеющей несколько квартир в собственности, и две машины «цены немалой».
В неофициальном общении служители и волонтеры откровенны: «Финны стесняются просить. Если бы пришли все, кто нуждается, то очередь была в разы больше. По оценкам финских социальных служб в стране ежедневно нуждается в помощи до 30 000 человек. Волонтеры работают бесплатно, но им разрешено, при необходимости, взять и себе кое-что из продуктов».
К слову, до недавнего времени в России просроченные продукты попросту меняли этикетку с новой датой годности, и затем их вновь пускали в торговый оборот - продавали «дуракам», то есть гражданам моей страны предприниматели моей страны. В результате одни граждане ненавидят других граждан, но делают вид, что все хорошо.
А ведь проблема не только в наглости отдельных лиц, приезжающих за продуктами. Проблема в том, что люди, кем бы они ни были, действительно нуждаются. Если бы люди не нуждались, то не было бы очередей. Хорошо уже то, что не спрашивают «кто ты», «зачем ты здесь», «куда деньги свои пропил». Главное – помочь людям. Это высокая цель финской лютеранской церкви и волонтеров, как нередко случается, порождает и гнилой паразитизм несознательных лиц. Но церковь следует заветам Христа. Служители в ответе за то, что они делают, а не за то, как используют их действия, равно, как и литератор в ответе за то, что он пишет, а не за то, как его воспринимают. Будем всегда помнить об этом, когда думаем, что в Финляндии все богаты и все здоровы. Нет, это не так. Я также знаю, как магазины, принимающие старые вещи от граждан для помощи другим - нуждающимся, постепенно перешли на новую «комиссионную» форму работы. Вещи для нуждающихся уже не принимают даром, а платят за них небольшую сумму, и затем не раздают бесплатно, а за символическую цену продают нуждающимся. Возможно, такая форма работы отвадит жадных и чрезвычайно ушлых «предпринимателей».