10 августа Еврокомиссия выделила €187,5 млн для строительства BalticConnector –газопровода между Эстонией и Финляндией, который пройдет по дну Балтийского моря.
Пресс-секретарь Еврокомиссии Мина Андреева сообщила на брифинге в Брюсселе: «Речь идет о первом газопроводе между Эстонией и Финляндией, который позволит положить конец изоляции Финляндии в том, что касается газовых поставок, и развивать региональный балтийский рынок газа».
Инфраструктура BalticConnector будет включать в себя 81 км морского газопровода, 22 км газопровода на суше в Финляндии и 47 км на суше в Эстонии, а также компрессорные станции по обе стороны Финского залива. Газопровод позволит передавать между распределительными сетями Эстонии и Финляндии до 7,2 млн куб. м газа в сутки.
Строить BalticConnector будут финская компания Baltic Connector OY и эстонская Elering AS. Общая стоимость проекта оценивается в €250 млн. Как ожидается, BalticConnector вступит в строй в декабре 2019 года.
Дискуссии о строительстве подводного газопровода были долгими – меморандум о создании BalticConnector Эстония и Финляндия подписали еще в феврале 2014 года.
Что же сделало этот проект актуальным, в чем его экономическая необходимость?
Министр экономического развития Финляндии Олли Рен считает, что BalticConnector принесет конкуренцию на газовый рынок страны. В данный момент Финляндия получает весь необходимый газ из России. В будущем его можно будет поставлять из литовского терминала сжиженного газа – или из Польши, когда закончат прокладку литовско-польской нитки газопровода.
Но, как часто бывает, за крупной экономикой стоят политические интересы. Еще в 2014 году на саммите ЕС его лидеры приняли решение о диверсификации поставок газа, чтобы снизить зависимость европейских стран от российского Газпрома. Хотя Газпром и поныне остается крупнейшим поставщиком газа на европейский рынок – его доля составляет около 31%.
Тем не менее, как приходилось неоднократно убеждаться за последние годы, Кремль зачастую конвертирует интересы Газпрома в политические требования. Например, «газовые войны» с Украиной из-за цены на газ и цены его транзита в конечном итоге привели к реальной войне. Но такова специфика всякой монополии – она стремится диктовать свою волю другим участникам рынка, а не находить с ними общие интересы.
А экономическая политика ЕС, напротив, строится на учете взаимных интересов различных стран. Поэтому целью диверсификации газовых поставок является преодоление монополизма.
Сегодня невозможно сказать, «чей» именно газ распространяется по разветвленной сети европейских газопроводов. Доля Газпрома остается высокой, но его уверенно теснит норвежский Statoil. Зависимость стран Балтии от российских энергоресурсов была существенно снижена в январе 2015 года, когда Литва запустила свой первый плавучий терминал для приема сжиженного природного газа в порту Клайпеды. Он позволяет принимать СПГ-танкеры из Катара, который остается одним из крупнейших мировых газовых экспортеров. В апреле текущего года в Португалию прибыл первый СПГ-танкер из США – и затем американский газ также влился в европейские газопроводы. В случае снятия международных санкций с Ирана он также наверняка проявит интерес к европейскому газовому рынку.
Министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни утверждает: «Мы не можем и не хотим отворачиваться от России. Но вместе с тем, мы должны быть честными: Россия своими действиями в Крыму нарушила европейские правила».
Политика аннексии территорий других стран, казалось бы, забытая в Европе после Второй мировой войны, порождает у современных европейцев опасения. И, безусловно, сказывается на уровне экономических отношений с Россией, отнюдь его не стимулируя.
При этом Сойни подчеркивает: «С Эстонией у Финляндии всегда были особые отношения». И видимо, сегодня приходит время для их экономического укрепления. Газопровод BalticConnector объединит газотранспортные сети Эстонии и Финляндии, позволит финскому оператору Gasum OY хранить газ в Инчукалинском подземном хранилище в Латвии, и в целом станет для Балтийского региона основой создания единого газового рынка.
Вместе с BalticConnector планируется также запуск нового СПГ-терминала для приема танкеров. В настоящее время определяется, где именно он будет построен – в Финляндии или Эстонии. Но это не столь принципиально – главное, как заметил премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас, «мы сможем позволить себе получать газ со всего мира».
В любом случае, взаимосвязанность европейского газового рынка, на котором присутствует множество конкурирующих поставщиков, будет означать энергетическую стабильность и снижение цен для потребителей.
Еще довольно символичный момент: BalticConnector пройдет поперек газопроводу «Северный поток», который также проложен по дну Балтийского моря и по которому газ Газпрома транспортируется в Германию. Физически они друг другу не помешают, но за этими проектами стоит разная экономическая философия. Навязчивый монополизм одной корпорации или интеграция интересов разных стран.