AA

Новое правительство Эстонии: возможны ли перемены в отношениях с соседями?

В ноябре парламент Эстонии выразил вотум недоверия правительству страны, которое два с половиной года возглавлял лидер правоцентристской Партии реформ, 37-летний политик Таави Рыйвас.
Мотив для вынесения вотума звучал несколько странно – правительство «нерешительно и неэффективно» в принятии нужных для страны решений. Учитывая довольно разные взгляды эстонских партий на то, какая политика для страны представляется им «нужной», здесь можно сделать вывод о том, что правительство Рыйваса пало жертвой сложного согласования партийных интересов, как это часто происходит в Эстонской парламентской республике.
Несмотря на то, что Рыйвас в своем заключительном слове указывал на достижения своего правительства – запуск административной реформы, повышение пенсий и детских пособий, интенсивное развитие проекта «электронной Эстонии» – это не убедило его оппонентов. А ими оказались не только левоцентристские социал-демократы и Центристская партия, но даже и консерваторы из партий EKRE и IRL.
В итоге, большинством голосов правоцентристское правительство Таави Рыйваса было отправлено в отставку. Новым премьер-министром был избран Юри Ратас, председатель Центристской партии (которую многие называют «Левоцентристской»).
В маленькой Эстонии в этом году вообще произошло много политических перемен. В октябре после затяжной предвыборной кампании, в которой не сумел победить ни один из известных политиков, новым президентом страны была избрана Керсти Кальюлайд. Последние 12 лет она представляла Эстонию в Европейской Счетной палате и поэтому считается проевропейским политиком.
Однако по эстонским законам президент выполняет скорее представительские и символические функции. В оперативном управлении страной гораздо больше полномочий имеет правительство, и поэтому пост премьера является даже более значимым, хотя его кандидатуру вносит в парламент именно президент.
Возможно, таким образом эстонские парламентарии (которые избирают и президента, и премьера) установили политический баланс – президентский пост занимает представительница правоцентристских, проевропейских сил, а должность премьера отходит левоцентристам.
Хотя Юри Ратаса трудно назвать слишком «левым» политиком, но все же его Центристская партия имеет репутацию силы, склонной к пророссийским симпатиям. Еще в 2004 году она заключила договор о сотрудничестве с правящей в России партией «Единая Россия».
В ответ на упреки новый эстонский премьер заявляет, что этот договор заключался совсем в другой исторической обстановке, а в настоящее время «заморожен и не действует». Однако разрывать его все же не спешит, опасаясь утратить доверие многих русскоязычных избирателей Эстонии, которые традиционно голосуют именно за Центристскую партию.
Интересно заметить, что и правящая ныне партия в Финляндии также называется Центристской («Suomen Keskusta»), а ее председатель Юха Сипиля также занимает пост премьер-министра страны. При этом финские центристы никаких соглашений с «Единой Россией» не подписывали, хотя в 2011 году им поступали такие инициативы.
Эстонию и Финляндию как страны, соседствующие с Россией, конечно, интересует развитие с ней экономических отношений. Об этом новый эстонский премьер рассказал на пресс-конференции после избрания: «Мы надеемся на улучшение наших экономических и культурных связей – это в наших совместных интересах».
И кстати, в пример своей стране он привел Финляндию, которая продолжает развивать приграничное сотрудничество с Россией, несмотря на взаимные санкции ЕС и РФ. «Полный разрыв этих отношений очень негативно отразился бы на производственной и туристической сфере, в которой заняты многие наши граждане», – добавил эстонский премьер.
Вместе с тем, Юри Ратас подтвердил неизменность внешнеполитического курса Эстонии, который по-прежнему будет придерживаться совместной критической точки зрения ЕС по отношению к действиям России в Украине. И здесь вновь можно заметить сближение позиций Эстонии и Финляндии – центристские правительства обеих стран настроены конструктивно к развитию европейско-российских экономических отношений, но агрессивную политику и пропаганду нынешней кремлевской власти считают неприемлемой.

 
Вадим Штепа

Ваш комментарий?

На главную