Ее называют ангелом. Марьяна Тюккюляйнен (MarjaanaTykkyläinen), художник-декоратор и скульптор, и правда, хорошо бы смотрелась в кино – улыбчивая блондинка с сияющими голубыми глазами, очень красивая женщина. В Финляндии оназа 17 лет работы прошла путь от начинающего художника до популярного скульптора с известным именем. С ней мне удалось пообщаться в нетривиальной, домашней обстановке. Популярный финский дизайнер живет просто, и счастлива.
В разговоре со мной Марьяна поделилась своими впечатлениями.
«Я считаю, что красивее нашей природы нет ничего на свете. Это сейчас стали уделять внимание креативным разработкам, проводить всякие курсы, делать пленэры. А когда я начинала, женщины понятия не имели, как надо создавать эскизы и лепить «по науке». Никто не рассказывал– где взять вдохновение, как вести себя, как расслабляться и погружаться в творчество. Много времени занималась самообразованием — столько всего изучила! Дочкам теперь каждый день через интернет посылаю фотографии. Они смеются, а иногда говорят, мол, покажи нам солнце, у нас тут плохая погода. Живу полной жизнью, мне времени в сутках не хватает. Если и есть рай на земле, то он здесь, в моем доме. В творческих исканиях получается такой красивый взрыв эмоций -рождается новая скульптура. Это как новая жизнь, чудо! И я приложила к этому руку! И потом, когда кто-то обратит на твою вещь внимание, скажет, что это нечто особенное, ты знаешь, что это твоя заслуга, ты создала эту радость для людей». Я задавала вопросы и переводила пояснения Марьяны в соответствии со своим знанием финского языка, уточняя непонятные термины по-английски. Но даже из приведенного отрывка, как мне кажется, хорошо видно насколько одарена, открыта и талантлива Марьяна, она просто фонтанирует эмоциями.
Поначалу, - говорит она, -было просто любопытно узнать, как сделать птицу из папье маше. А потом поняла, что это творческое занятие и есть призвание. Знакомые рекомендовали показать первые композиционные элементы на профессиональном конкурсе. Энергичная художница рискнула: связалась с организаторами, и на первой же персональной выставке получила признание профессионалов. С тех пор обратного пути уже не было, - вспоминает с улыбкой Марьяна Тюккюляйнен. Уже семнадцать лет она создает скульптуры и декорации, которыми затем украшают финские театры и муниципалитеты. Но это не все увлечения талантливой художницы. Вместе с партнерами Ханной Аалто (Hanna Aalto) и Пирьё Тиккинен (Pirjo Tikkinen) она патронирует финский экологический парк Сиикалахти (Siikalahti), известный во всем мире. Именно в Сиикалахти, недалеко от российско-финской границы, можно встретить редчайших птиц и млекопитающих, наблюдать за ними в естественных условиях с хорошо оборудованных смотровых площадок.
Как художник, Марьяна довольно известна в стране, о ней пишут газеты, в своем муниципалитете Симпеле она является почетным членом общества. Марьяна создает удивительные скульптуры, их узнают люди от Карелии до Лапландии. Постоянно участвует в конкурсах, оформляет декорации для нескольких театров. Финляндия вообще страна театралов. Только в одном городе Тампере в прошлом году я насчитала 30 театров… Несколько десятков театров доставляют радость в регионе Южной Карелии, и поэтому художница редко «сидит между работ». В основном все время она загружена заказами, и ее любовь к работе соответственно вознаграждается.
Когда мы (с мужем Антти) побывали в гостях у Тюккюляйнен, были немало удивлены простоте общения и приему знаменитого финского художника и декоратора. Обычный по финским меркам двухэтажный домик в Раутьярви, в 30 километрах от Иматры, большой участок, и в каждой комнате, в каждом уголке сада, в окнах-витринах скульптуры Марьяны.
При входе у калитки нас встретил сплетенный из проволоки верблюд, чуть поодаль прямо на земле, среди травы, «отдыхает» поразительно «живая» композиция – лошадь из бронзы. В доме чучела различных животных, маски, фигуры и даже облаченная в художественную композицию «Рождественская история» с девой Марией и младенцем Иисусом. Композиция только что приехала с очередной выставки. Особая любовь четы Тюккюляйнен – породистые собаки. Муж Марьяны – Йорма хозяйственный и обстоятельный человек, педант, все в доме делает фундаментально. Йорма может провести мастер-класс по изготовлению лапландского ножа, а это большое искусство. И вместе с тем, Йорма и Марьяна весьма открытые люди. Если представить себе на минутку, что до этого мы не были знакомы, то открытость наших финских друзей удивляет и очаровывает. Многие русские думают, что финны неконтакты и чопорны. Это совсем не так. Фонтан юмора, продемонстрированный Йорма на протяжении встречи снами, помнится до сих пор. На мой конкретный вопрос по искусству Марьяна Тюккюляйнен дала профессиональную консультацию в течение более 60 минут, нисколько не сетуя на занятость, что в российских реалиях «за бесплатно» и представить себе невозможно.
Вот так и живут финские художники и дизайнеры – размеренно и спокойно. На выходные из столичного региона к ним приезжают дети. В 90% случаев финские художники, скульпторы и дизайнеры практикуют на дому. Большие дом и участок вполне позволяют иметь свою мастерскую, и за нее не надо отдавать арендую плату, как в России.
Поделилась Марьяна и секретами своей работы. Новая идея всегда чувствуется; ее не скроешь. Муж Йорма, зная это, старается не мешать, и только когда он слышит в доме негромкое пение – свидетельство удачно проведенного дня в мастерской - приходит полюбоваться на новое творение Марьяны. Художница поет, значит, родился шедевр. И еще у них так: солнце недолжно дважды заходить над женщиной, которая созидает. Если проходят сутки, а Марьяна не определилась с концепцией будущей скульптуры, то до поры до времени работу откладывает. Переходит к другим композициям. В мастерской несколько таких отложенных работ. И когда-нибудь они будут закончены. Причем из тех скульптур, работа над которыми шла долго и неоднократно прерывалась, многие впоследствии удостаивались высокой оценки специалистов. Творчество не поддается шаблонным планам.
Я задумываюсь: ведь наши художники тоже работают, и многих русских скульпторов я знаю лично. Леонид Аристов сделал огромную 30-метровуюкомпозицию в центре Сургута, на Дальнем Востоке (и на пятитысячной купюре Банка России) стоит его памятник Муравьеву-Амурскому, сегодня он – Заслуженный художник России. Петербургский скульптор Ашот Казарян – автор более 30 композиций, его имя хорошо известно в России; не понаслышке я знакома с условиями, в которых они творят.
В Финляндии я заметила, что известные люди не страдают снобизмом и «не надувают щек». Если вы приходите по приглашению в гости, вам не только рады, но и накормят от души. На этот раз нам достался вкуснейший домашний пирог. Так что знаменитое русское гостеприимство здесь очень даже развито, только оно называется финским. И еще здесь практически нет цензуры, никто не указывает МарьянеТюккюляйнен как надо работать, и не увязывает конечный результат с обещанным гонораром. Не контролирует, не торопит. При такой организации ни у одной стороны нет проблем и «измочаленных» нервов перед тем, как получить грантовую поддержку, как это случается в России. В России выйди на улицу - все несчастные, плачутся, смотрят в землю, все серое… На финской земле совершенно нет повода изводить друг друга. Поэтому тут творчество имеет самую большую мотивацию, ему никто и ничто не мешает. Что удивительно: финны ничего не откладывают впрок. Глину и гипс, холсты, краски, как у нас, заранее, во избежание роста цен, не покупают. Запасы не делают. Захотелось - пошли в магазин, набрали, что нужно, и забыли. Завтра опять сходят. Пусть на километр дальше пройдутся, но это в радость, ходить полезно для здоровья. Позитивно мыслят! Летом в Финляндии не просто солнечно, там солнечные люди. Они улыбаются круглый год! Этому я у них научилась. Все так делают, знакомые и незнакомые. За день в Симпеле каждый здоровается несколько раз, желают друг другу хорошего дня. И верно, невозможно не улыбаться, когда здороваешься третий или пятый раз за день!