О финской разведке у нас говорить не принято, о ней широко не осведомлены, и тем не менее, она была, есть и будет. Разведка независимой Финляндии всего на пару лет младше, чем «независимость»; ей тоже почти 100 лет. Как многие умы, имеющие дар соображения, догадываются, хорошая разведка та, о которой ничего не известно. А вот как все начиналось.
В Финляндии в 1918-1919 годах спецслужбы «росли» из созданных активистами организаций, таких как «Бюро информации», «Этапное бюро» и «Новое лесное бюро». Каждое бюро имело свои особенности, в том числе имело представительства резидентуры германской разведки в Швеции и на территории Великого княжества Финляндского. При этом сотрудничество с Берлином специально не афишировалось. Еще с весны 1915 года известна деятельность «Бюро информации» по направлениям Хельсинки, Выборг и Сортавала, Оулу и Лапландия, в задачи которого входил не только сбор информации о русских войсках, но и планы по диверсионной деятельности. Не станем забывать, что в те годы Россия была вероятным противником Германии. Летом того же года создано «Этапное бюро», поставляющее добровольцев в лагеря подготовки. Зарегистрированное в формате коммерческой организации «Новое лесное бюро» имело задачи сбора информации о российских войсках, организации законспирированных каналов связи, изготовления документов. Весной 1918 года создается «Отдел безопасности освобожденных территорий», занимавшийся политическим сыском и борьбой с красными финнами, в том же году переименованный в «Отдел разведки по уголовным делам против государства». Военная разведка росла из разведывательного отдела Генштаба – «Бюро информации», его в то время возглавлял Исак Альфтан, с подчинением главному квартирмейстеру армии Й. Игнатиусу. В том же 1918 году создается структура иностранного отдела и институт военных атташе. В 1919 году был создан Иностранный отдел, занимавшийся не только Россией. Он имел три направления: СССР, Скандинавия и все крупные государства Европы. В годы становления финской государственности (1919-1924) Генштаб Оборонительных сил Финляндии возглавлял Оскар Энкель. Сразу после реорганизации Генштаба Финляндии в 1920 году разведкой занимались 4-ое (иностранное) отделение, 5-ое (статистическое, названное так для конспирации оно же - разведывательное) отделение и 6-ое (контрразведывательное) отделение. Самое большое по численности личного состава отделение статистики специализировалось на разведке против СССР и делилось на секции по направлениям: сухопутное, морское, воздушное, экономическое, распределительное. Отдельно существовали техническая секция и фотоцентр. Чуть позже в 1922 году иностранное и статистическое отделения были объединены во 2-ое Управление Генерального штаба Оборонительных сил Финляндии (Управление военной разведки). По некоторым оценкам кадровый состав всего Управления военной разведки насчитывал примерно 170 человек.
Любопытно, но не удивительно, что в финской разведке служили выходцы из России. В 1918 году одновременно с войсками связи зародилась радиоразведка, которую до реорганизации финского Генштаба 1927 года называли радиолабораторией. Ее переподчинили отделу статистики, как засекреченное подразделение под командованием Рейно Халламаа. Пункты радиоразведки были расположены вдоль всей советско-финляндской границы. Выборгское отделение финской разведки было самым крупным территориальным подразделением «конторы». Финская тайная полиция, как департамент внутренних дел и расследований, образовалась в 1919 году. В отношении Советской России после 1922 года разведку осуществляли военная разведка и Центральная сыскная полиция - государственная полиция Финляндии, после 1938 года реорганизованная в государственную полицию (ВАЛПО) - орган контрразведки и политического сыска.
Оппозиция ищет и находит поддержку за рубежом. Параллельно с этим формируется коллектив наиболее компетентных деятелей для дальнейшей работы. Такие органы формировались и у большевиков в России, и у активистов-патриотов Финляндии. Перемещение масс людей, владевших русским и финским языками через границу, использовалось разведками обеих стран в получении информации и вербовке агентуры. Странно было бы не использовать эту возможность.
Агентурная разведка спецслужб обоих государств активно использовала в работе ингерманландцев, карельских беженцев, представителей белоэмигрантских сообществ на территории Финляндии. Были ли в агентурной сети финских спецслужб высокопоставленные советские чиновники, проводила ли финская сторона, как, к примеру, германская, спецоперации по дезинформации советских органов безопасности – на бытовом уровне остается неясным. Всегда были агенты и добровольные осведомители; по данным из финских источников количество «добровольных помощников» финской разведки в СССР признается на уровне 4-5 тысяч человек. Эти сведения рассекречены.
В России пока только появляются научные исследования о роли немецкой разведки в финском егерском движении, которое вскоре составило ядро национальной армии. До 90% финского генералитета перед Зимней войной составляли бывшие и «действующие» егеря. Мне доводилось знакомиться с отрывками современной «книгой книг» финской разведки «Согласно полученным данным…» («О руководстве Главным штабом Оборонительных Сил Финляндии деятельности военной разведки в период 1919-1945 гг.»), которую бывший руководитель финской военной разведки генерал-майор Раймо Хейсканен презентовал в 1989 году для сотрудников разведывательного отдела Генерального штаба Оборонительных сил Финляндии в качестве учебного пособия. Я получил это пособие по своим каналам.
Сегодня в составе финских специальных служб работает подразделение информационной безопасности, которое «сканирует» все значимые печатные публикации и не только. Копят материал. Что тут особенного, спросите вы, в России происходит то же. Согласен. Но когда даже два разных человека делают одно и то же, получается в итоге непохожий результат. Финская разведка, стоящая на защите безопасности страны, ориентируется на своих граждан, как на главный объект обеспечения безопасности. Внешняя разведка России ориентируется на защиту системы. Это главное отличие. Финские разведчики корректны в работе, некоторых сегодня выделяет только акцент. Российские пытаются запугать и создают невыносимую атмосферу, как будто бы ты им чего-то должен. Имея навыки, таких сотрудников легко узнать. Цели и насущные задачи разведок стран-соседей, в принципе схожи.
Существует возможность иметь информацию о действиях разведорганов. Больше читайте, в том числе художественную литературу. Не все писатели выдумщики: часто в повестях и рассказах имеется «разведслед». В романах Арто Паасилинна, к примеру, «Очаровательное самоубийство в кругу друзей», их несколько. Посещайте финские страницы, к примеру, Talouselämä, там много откровений. Вы убедитесь, что «сотрудники» рядом, и в нужный момент сможете их опознать уже по стилю общения. Другое дело, что большинство российских граждан, увлекающихся шопингом в приграничных регионах или следующих в Европу транзитом, им потенциально не интересны.
Исторически в Финляндии существовала только одна разведка - военная, которая, являясь разновидностью внешней разведки, выполняла функции политической и экономической разведки.
И радует, что в финской разведке преобладает спокойный, профессиональный взвешенный взгляд на фоне внутрироссийской истерии по отношению к этому вопросу.