Министр по делам Европы, культуры и спорта говорит о финской самобытности и ее сохранении в современных условиях
В последнее время в европейских СМИ, а также в речах руководителей и общественных деятелей стран Евросоюза, все чаще звучит термин "мультикультурализм", призванный обозначать политику и соответствующую ей идеологию, направленные на развитие разных национальных культур в одной стране. Культура коренного населения при такой политике становится, как бы, одной из многих равноправных культур.
Идея мультикультурализма получила наибольшее развитие в тех странах, где наблюдается значительный приток иммигрантов. К таким странам относится и Финляндия, переживающая в последние годы заметные изменения в этническом составе населения.
Данные изменения сопровождаются довольно жаркими дебатами между сторонниками мультикультурного общества и ревнителями национальной финской культуры.
Свою позицию по данному вопросу изложил и министр по делам Европы, культуры и спорта Финляндии Сампо Терхо. В статье, опубликованной в газете "Helsingin uutiset", министр вначале остановился на том, что, по его мнению, представляет собой финская культура, насколько она самостоятельна и самобытна. После этого он изложил свои взгляды на вопрос: что должно быть приоритетным при сопоставлении идеи сохранения местной культуры и идей мультикультурализма?
Суть выступления министра свелась к следующему.
Сампо Терхо уделил внимание понятию, которое, по аналогии с российским выражением "русскость", можно условно обозначить словом "финскость". Другими словами, министр задался вопросом: существует ли различимый образ, дающий представление о финской нации в целом?
Конечно, это образ есть, и как образ всякой другой нации, он состоит из известных национальных составляющих, таких как язык, культура общения, природные условия, история, мифы, правовое сознание.
На почве всех этих факторов и образуется национальная самобытность.
Национальная культура, так же как и национальное искусство, не пребывают в изоляции, они находятся в постоянном взаимодействии с окружающим их остальным миром. По мнению министра, оторвать национальную финскую культуру и искусство от культуры и искусства всего мира невозможно. Но также невозможно утверждать, что этой культуры в ее самостоятельном виде не существует. Имеется своеобразный финский язык, самобытная финская литература, поэзия, музыка, финский национальный эпос.
"Все это есть", - подтверждает Сампо Терхо, причем речь идет не только о Сибелиусе или о "Калевале", но и о современной культуре и современном искусстве, которые продолжают жить и развиваться. Существует финская рок-музыка, финский дизайн и др. Достаточно сказать, что в настоящий момент на творческую сферу приходится 3 процента валового внутреннего продукта Финляндии.
Без национальной культуры не может быть и многокультурия, если понимать под этим соцветие разных культур. Одно нельзя противопоставлять другому, так же как нельзя замещать одно другим.
В реальности эти понятия не являются противоположностями. Культурная палитра возникает как раз при встрече разных национальных культур или культур различных регионов одной страны. При исчезновении самобытных национальных культур, исчезнет и культурная палитра.
Именно национальная культура является тем уникальным духовным богатством, которым каждый народ может поделиться с другими народами.
К мнению, высказанному министром по делам Европы, культуры и спорта Финляндии, хотелось бы добавить, что идеология мультикультурализма переживает сегодня острый кризис. Многие европейские социологи и даже политики считают ее искусственной и несостоятельной.
Выход Британии из ЕС, напряженная ситуация в ходе выборов президента Франции, победа Дональда Трампа в США являются подтверждением сказанному.
Этнические изменения, имеющие место в западных странах, происходят стремительно и несут с собой массу сложностей. Их нельзя решать лишь с помощью проникновенных речей, сводящихся к фразе: "Давайте жить дружно". Подобными заклинаниями ничего изменить невозможно.
Нужны продуманные решения, которые должны приниматься в соответствии с реалиями. А за этими решениями должны следовать тщательно взвешенные действия.
Задумывается ли кто-либо над тем, что при слиянии различных этносов, происходят не только встреча культур, но и встреча темпераментов, встреча национальных менталитетов, столкновение разных правовых сознаний?
Разве не понимают руководители, что определенная напряженность неизбежно будет возникать и в плане распределения материальных благ?
Осознают ли инициаторы мультикультурализма, что на почве возникающих сложностей будут появляться, с той и с другой стороны, организованные силы, настроенные отнюдь не миролюбиво.
Кто вообще задумывается о том, как преобразится Европа через 10-20 лет при подобном развитии событий?
Изменится ли она в лучшую сторону, как заверяют лидеры ЕС?
Для того, чтобы изменения были позитивными или, хотя бы, для сохранения существующего благополучия и порядка, нужна конкретная работа по всем направлениям, начиная от идеологии и кончая жилищным обеспечением, здравоохранением, увеличением полицейских ресурсов, укреплением правовой системы в целом.
Но до сих пор, подробной программы действий или даже прогнозов на ближайшее будущее, никем не представлено. Господствует лишь красивая фразеология, прикрывающая собой бездеятельность ответственных лиц и убаюкивающая общественное сознание. Ком катится сам по себе.
В этих условиях европейская миграционная политика представляет собой дорогу в тупик.